Об организации безопасной эксплуатации ПС на предприятии - продолжение

Наш главный инженер, Колоколов Олег Геннадьевич, на основе своего опыта рассказывает об организации безопасной эксплуатации подъемных сооружений на предприятиях. Начало статьи было опубликовано в блоге 31 мая.
Проверяем наличие и при необходимости разрабатываем должностные инструкции:
Должностная инструкция для специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъёмных сооружений;
Должностная инструкция для специалиста, ответственного за содержание подъёмных сооружений в работоспособном состоянии;
Должностная инструкция для специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъёмных сооружений.
Проверяем наличие и при необходимости разрабатываем производственные инструкции:
Производственная инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных);
Производственная инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов;
Производственная инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков;
Производственная инструкция по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике (вышке);
Производственная инструкция для операторов (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов-манипуляторов;
Производственная инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ с - применением подъёмных сооружений;
Производственная инструкция для наладчиков приборов безопасности подъёмных сооружений;
Производственная инструкция для электромонтеров по безопасному ведению работ при ремонте и обслуживании подъёмных сооружений;
Производственная инструкция для слесарей по безопасному ведению работ при ремонте и обслуживанию подъёмных сооружений;
Производственная инструкция для лиц, пользующихся подъёмными сооружениями, управляемыми с пола;
Производственная инструкция по безопасной эксплуатации металлических и текстильных - грузозахватных приспособлений и тары.
Данным должностным и производственным инструкциям присваиваются регистрационные номера и приказом по предприятию они вводятся в действие. Копии должностных и производственных инструкций выдаются специалистам и персоналу ПОД РОСПИСЬ.
Также не забываем, что согласно п. 256 Правил на каждом ОПО, эксплуатирующем ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях.
Теперь рассмотрим, что непосредственно должно находиться на месте работы ПС.
Это, в первую очередь, схемы строповки груза и технологические карты на погрузо-разгрузочные работы. В схеме строповки грузов указывается марка стропа и его грузоподъёмность. Применяемые по факту СГЗП должны соответствовать указанным в схемах строповки. Схемы строповки разрабатываются специалистом ответственным за безопасную эксплуатацию ПС, согласовываться со специалистом ответственным за осуществление производственного контроля и утверждаться главным инженером предприятия.
Если на прибывший груз отсутствует схема строповки, то необходимо оперативно ее разработать и утвердить, а если у прибывшего груза не указана его масса, то производство таких работ производится только в присутствии специалиста ответственного за безопасное производство работ под его личную ответственность.
Должно быть определено место стоянки козлового или мостового крана, с установкой соответствующего знака «Место стоянки крана».
У специалиста ответственного за безопасную эксплуатацию ПС должна находится следующая основная документация:
- паспорт и инструкция по эксплуатации ПС;
- Журнал осмотра ПС и крановых путей;
- Журнал проведения ППР и ТО ПС и крановых путей;
- Журнал осмотра СГЗП и тары.
Записи в Журналах должны вестись строго в соответствии с графиками. В Журнале осмотра ПС и крановых путей первым листом сделать перечень подлежащих осмотру узлов и механизмов ПС, и согласовать его с главным механиком предприятия. В Журнале проведения ППР и ТО ПС первым листом сделать перечень работ проводимых при ТО и среднем ремонте ПС, согласовать его с главным механиком предприятия. В дальнейшем при внесении записей нет необходимости описывать, каким механизмам проведены осмотры или какие работы проведены при ремонте, достаточно внести запись «согласно перечня работ».
Теперь рассмотрим требования к крановым путям.
Согласно п.212-213 Правил 1 раз в год должна проводится плановая проверка рельсовых путей. Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что его состояние обеспечивает безопасную работу ПС.
Какие работы обычно входит обычно в плановую ежегодную проверку крановых путей? Это проведение их нивелировки, т.е. проверка отклонения по горизонтали, вертикали, параллельность путей. Данную работу могут проводить геодезические группы по договору. Особых требований при этом к ним не предъявляется. По результатам нивелировки составляется отчет об имеющихся отклонениях. После этого ремонтным персоналом предприятия производится рихтование путей, с целью приведения их в соответствие с требуемыми параметрами.
А вот периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями не реже одного раза в 3 года и включает выполнение следующего комплекса работ:
- проверку наличия службы эксплуатации ОПО, отвечающей за состояние рельсовых путей;
- проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
- поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;
- подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов.
Результаты комплексного обследования оформляются актом.
Теперь рассмотрим сопутствующее оборудование – это контрольные груза, необходимые для статических и динамических испытаний.
Данное оборудование должно иметь заводские паспорта, с указанием их фактической массы.
На предприятии должна быть разработана «Программа и методика метрологической аттестации контрольных грузов для технического освидетельствования ПС», которая разрабатывается на основании ГОСТ Р.8.568-97 ГСИ «Аттестация испытательного оборудования. Основные положения». Раз в 3 года по данной Программе должна проводиться метрологическая аттестация контрольных грузов, с составлением аттестата и протокола. Особых требований требований к ним нет, но масса контрольных грузов не должна превышать необходимую массу более чем на 3 процента, а также быть ниже необходимой массы менее 3 процентов. Обычно на них наносят надпись « Контрольный груз №… Масса…..т.»
Продолжение - в следующей статье, следите за нашими новостями. Если вам необходима консультация по охране труда, повышение квалификации или обучение сотрудников по охране труда - обращайтесь в Центр Исследования Условий Труда любым удобным для вас способом - звоните, отправляйте заявку через сайт или приезжайте в наш офис лично.